Психологический портрет идеального первоклассника

 

Интеллектуальная готовность:


- планомерность восприятия (наблюдательность);
- развитое воображение;
- хорошая ориентировка в пространстве и времени;
- развитое наглядно-образное мышление:
умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;
- развитая тонкая моторика (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);
- хорошая память;
- развитая регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
- предпосылки абстрактно-логического мышления:
способность понимать символы;
способность формулировать вопросы;
способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы.

 

Мотивационная готовность:
- выраженность познавательных интересов;
- стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т.п.);
- принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем.

 

Эмоционально-волевая готовность:
- умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);
- сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;
- эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
- произвольная регуляция внимания:
концентрация внимания;
устойчивость внимания;
переключение внимания;
- умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);
- умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

 

Коммуникативная готовность:


- желание общаться со взрослыми и детьми;
- умение установить контакт с учителем;
- сохранение чувства дистанции;
- способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);
- умение устанавливать контакт со сверстниками
- умение выполнять совместную работу;
- умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

 

Подготовил: педагог-психолог МБОУ «Средней школы №9» Скабелка О.В.