Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 29»

муниципального образования город Норильск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному плану на 2015- 2016 учебный год

 

Статус документа

 

 I. Учебный план на 2015 - 2016 учебный год МБОУ «СШ № 29» составлен на основе:

- Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями, внесенными  приказом Минобразования РФ от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357;

 - Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312; с изменениями от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010г. № 889, 03.06.2011 № 1994, 01.02.2012 № 74;

-  Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Красноярского края, утвержденного Постановлением Совета администрации края от 17.05.2006 № 134-п (в редакции постановления Правительства края от 05.09.08 № 75-п (РБУП) с учетом Закона Красноярского края  от 30.06.11 № 12-6054

- Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в   Красноярском крае;

- Приказ Минобрнауки России от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, воспитанников с отклонениями в развитии» (для МБ(А)ОУ, имеющих специальные (коррекционные) классы);

- Письма МО и Н РФ «О введении третьего часа физической культуры» от 08.10.2010г.  ИК № 1494/19.;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

    Учебный план отражает специфику образовательной деятельности школы, определяет максимальный объем нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на ос­воение федерального и регионального компонентов государственного образовательного стан­дарта по классам и образовательным областям, учитывает основные положения Устава обра­зовательного учреждения.

 

Структура и цель документа

 

     Пояснительная записка к учебному плану включает характеристику трех уровней обучения: начального общего, основного общего и среднего общего образования и отражает реализацию системы непрерывного образования и предоставление учащимся МБОУ «СШ № 29» гарантированного государством права на получение бесплатного общего обра­зования в пределах государственных образовательных стандартов.

    Учебный план образовательного учреждения является одним из основных механизмов реализации образовательной программы ОУ. Он составлен на основе:

6-11 классы – ФБУП и РБУП;

1-5 классы – ФГОС.

 

 

 

  В параллели 1 классов - 77 часов, 2 классов - 78 часов, 3 классов - 82 часа, 4 клас­сов – 66 часа. Итого в школе I уровня - 303 часа по учебному плану с делением на группы и с учётом индивидуальных часов.

В параллели 5 классов - 64 часа,  6 классов – 105 часов, 7 классов – 76 часов, 8 клас­сов – 77 часа, 9 классов – 72 часа. Итого в школе II уровня  – 394 часа с делением на группы.

В 10 классе 36 часов, в 11 классе – 46 часов. Итого в школе III уровня – 82 часа с делением на группы.

Всего по учебному плану часов (с делением на группы): 779 часов.

Согласно ФБУП в ОУ устанавливается следующая продолжительность учебного года и продолжительность урока:

- для 1 классов - 33 недели (в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10, ст. 10.10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях») в 1-х классах применяется «сту­пенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре, октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май - по - 4 урока по 45 минут каждый);

-  для 2-4 классов - 34 учебных недели (продолжительность урока 45 минут);

- для 5-11 классов продолжительность учебного года составляет 34 недели.

Продол­жительность урока - 45 мин.

      Продолжительность учебной недели пятидневная в 1, 2, 3 классах и шестидневная в 4-11классах. Режим работы по шестидневной учебной неделе был определён МБОУ «СШ № 29» самостоятельно на основании решения Управляющего совета от 30.05.2014 года.

II. Приоритетное направление – здоровьеохранное, определено с целью создания условий для сохранения здоровья ребёнка и успешной самореализации личности.

      На III ступени организация профильного обучения осуществляется на основе профильных групп, индивидуальных образовательных маршрутов и за счёт внутренних ресурсов образовательного учреждения, направленных на улучшение учебных результатов обучающихся по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов.

III. Краткая характеристика классов.

     В образовательном учреждении открыто 24 класса - комплекта, в школе начального общего образования - 11 общеобразовательных классов, из них четыре класса 7 вида, в школе основного общего образования – 11 общеобразователь­ных классов, в школе среднего общего образования - 2 класса, 10 «А» класс - имеет универсальную группу, профильная подготовка осуществляется за счёт внутренних резервов школы в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей). В 11 «А» классе организовано обучение в двух направлениях: физико-математическое и социально-гуманитарное направления. В ОУ созданы условия для обу­чения и воспитания детей, склонных к активному интеллектуальному и творческому труду, формированию широко образованной интеллектуальной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности. Реализуя гарантированное государством право на получе­ние образования, МБОУ «СШ № 29» предоставляет учащимся возможность получить уни­версальное образование по желанию учащихся и их родителей (законных представителей). ОУ осуществляет предпрофильную подготовку в школе основного общего образования и профильное обучение в школе среднего общего образования. Предпрофильная и профильная подготовка осуществляются за счет элек­тивных курсов и часов ФБУП.

IV. Реализация федерального, регионального и школьного компонентов в МБОУ «СШ №29» осуществляется следующим образом: в инвариантной части учебного плана полностью реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стан­дарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федера­ции и гарантирует овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, уме­ний и навыков. Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов.

     В учебный план включены базовые и элективные курсы и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Включение в образователь­ный процесс различных видов элективных курсов рассматривается как один из возможных механизмов плавной поэтапной модернизации содержания образования в школе и нормали­зации учебной нагрузки, а также пропедевтической подготовки учащихся к профильному обучению.

Часы школьного компонента учебного плана используются на усиление гуманитар­ных и точных образовательных областей с целью качественной подготовки учащихся к государственной ито­говой аттестации, на введение новых учебных курсов, проведение индивидуальных и груп­повых занятий по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей).

  1. Особенности учебного плана начального общего образования

Учебный план МБОУ «СШ №29» для 1-4 классов составлен на основе:

- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189, зарегистрированным в Минюсте России 3марта 2011г, регистрационный номер 19993);

- Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями, внесенными  приказом Минобразования РФ от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357;

- Приказа от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

   Учебный план для начальной школы определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального образовательного стандарта, по классам и предметным областям.

       Учебный план состоит из двух частей:  обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

      В обязательной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом знаний и универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность продолжения образования.

       Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Начальный уровень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение применять, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и результат. Учебно-воспитательный процесс на этапе начального общего образования организуется по образовательной программе «Школа России».

 

      Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, утвержденных и рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

Цели обучения:

  • создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
  • освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
  • формирование прочных базовых знаний и умений, создания условий для интенсивного общего развития, интереса к учению и умение учиться;
  • формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.
  • Принципы:
  • приоритет воспитания в образовательном процессе;
  • личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;
  • сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Образование на этом уровне способствует общекультурному и личностному развитию ребенка; воспитанию; обучению; развитию познавательных и творческих способностей; укреплению здоровья.

      Учебный план для 1- 4 классов МБОУ «СШ № 29» ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.     Содер­жание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно через образо­вательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет ис­пользования федерального, школьного компонентов, реализации принципов деятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса и индивидуализа­ции обучения. Со второго класса в начальной школе вводится изучение иностранного языка. Предмет «Информатика» изучается в 3 - 4 классах в качестве учебного модуля в рамках предме­та «Технология (труд)». Курс «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется в 4-х классах в объеме 34 часа. Часы школьного компонента выделены в 3-4-х классах на следующие пред­меты: «Риторика», «Математика и конструирование» с целью качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации и продолжению обучения на уровне основного общего образования.

      Важнейшей частью основной общеобразовательной программы является учебный план, содержащий две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую образовательным учреждением, в том числе и внеурочная деятельность.

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют  раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, хореографического),  развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

    Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи: внеурочной деятельности:

  • организовать взаимосвязь урочной и внеурочной видов деятельности как неотъемлемой части образовательного процесса в начальной школе;
  • способствовать ранней социализации младшего школьника;
  • способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья младшего школьника;
  • оптимизировать взаимодействие всех участников образовательного процесса.

     Внеурочная деятель­ность составляет в 1 - 4 классах - 110 часов и представлена следующими направлениями: духовно - нравственное направление - «Азбука нравственности», общеинтеллектуальное - про­ектная деятельность «Я исследователь», «Мир деятельности», секция фитнес-аэробики «Расти здоровым», «Хореография», общекультурное «Весёлая нотка», «Волшебная кисточка», «Мастерица» на внеурочную деятельность определены часы дополнительного образования – 9 часов и распределены следующим образом: «Весёлая нотка» - 2 часа, «Волшебная кисточка» - 2 часа, «Ход конем» - 2 часа, ОФП – 1 час, «Мир компьютерных фантазий – 2 часа.

   Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуются посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения: кружков, секций, клубов, включающих элементы диспутов, викторин, праздничных мероприятий, концертов, научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

II . Особенности учебного плана основного общего образования

     Учебный план основного общего образования ориентирован на 5-летний нормативный срок освое­ния образовательных программ основного общего образования, составлен в соответствии с ФГОС, Особенностью этого уровня является развитие и выявление склонностей и способностей учеников для продолжения обра­зования с учетом их возможностей и интересов. Этот возрастной период рассматривается, как время активного формирования личности ребенка. Содержание образования в школе основного общего образования является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в школе среднего общего образования или профильной школе. Оно создает условия для подго­товки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределе­ния и самореализации.

     Особое место на этой стадии обучения принадлежит 5 классам. Это связано с адапта­цией детей к обучению в новых условиях после начального общего образования. Содержание обучения в 5 классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основного общего образования. Этот возрастной период рассматривается как время активного формирова­ния личности ребёнка. Преподавание обеспечено программно-методическим комплексом, ут­верждённым Министерством образования и науки РФ в 2004 году. Часы, отведённые в учеб­ном плане на реализацию образовательных областей федерального компонента на этапе основного общего образования, соответствует количеству часов предусмотренных инвариантной частью ФБУП. Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей МБОУ «СШ №29» и реализуется в соответствии с инструктивно-методическим письмом «О преподавании предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях г. Норильска.

      Образовательная область «Технология» представлена в школе основного общего образования предметом «Технология». Учитывая потребности учащихся и их родителей (законных представителей) часы школьного компонента распределены следующим образом: русский язык в 5-7 классах, информатика и ИКТ в 5-8 классах. В 5-7, 9-х классах факультативы «Здоровье человека и окружающая среда», «Физика с пятого класса», «Практикум по математике», «Рус­ская словесность», «Основы потребительских знаний», «Граждановедение». С целью качественной подготовки учащихся 9-х классов к итоговой аттестации в учебный план введён «Практикум по математике», учитывая приоритетное на­правление ОУ, «Здоровье человека и окружающая среда», с целью социализации обучающихся введены в учебный план элективные курсы:  «Основы потребительских знаний»,  «Черчение и графика». 

     Учитывая интересы учащихся и их родителей в 5-6 классах за счёт школьного компо­нента введены в учебный план Информатика и ИКТ и пропедевтический курс по физике, в 6-х классах «Физика с 5-го класса». Изучение данных предметов в 5-6 классах дает особую возможность развивать у учащихся познавательные и творческие способности на ранней стадии обучения, для решения практи­ческих задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационально­го природопользования и охраны окружающей среды. Учащиеся овладевают в большей сте­пени адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач. На ранней стадии изучения физики и информатики закладываются профессиональные навыки к техни­ческим дисциплинам, что дает возможность ребенку сделать осознанный профессиональный выбор. В 5-7 классах введен курс «Информатика», что является неотъемлемой частью со­временного школьника.

      На предпрофильную подготовку в 9 классах отводится 3 часа в неделю (обязательные курсы по выбору - 2 часа из вариативной части и 1 час информационной работы и профори­ентации).

      Реализация НРК осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стан­дартов общего образования в Красноярском крае» от 25.06.04 г. № 11-2071, Постановлением Совета администрации Красноярского края от 05.09.08 г. № 75-п (РБУП) с учетом Закона Красноярского края  от 30.06.11 № 12-6054 в структуре нацио­нально-регионального компонента на второй ступени обучения (5, 6, 7, 8, 9 классы) введены следующие предметы:

Художественная культура Красноярского края Природа и экология Красноярского края История Красноярского края

III. Особенности учебного плана классов среднего общего образования

      Среднее общее образование завершающий уровень общего образования, призванный обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содейст­вовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной мобильной личности, осоз­нающей свои права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ре­сурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение этих целей возможно при введении профильного обучения. На этапе среднего общего образования - организация про­фильного обучения осуществляется на основе профильных групп и индивидуальных учебных планов, направлен­ных на улучшение учебных результатов обучающихся по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов. Обучающиеся изучают профильные предметы: физика, математика, русский язык, обществознание. С целью качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации и учитывая социальный заказ родителей, потребности учащихся, ресурсные возможности на­шего ОУ в 2014/2015 учебном году профильная подготовка осуществляется за счёт создания профильных групп.

В 10 классе – введены в учебный план: «Решение уравнений с параметрами», «Ме­тоды решения физических задач», «Общие основы противодействия терроризму», «Культура устной или письменной речи», «Эссе как жанр художественных произведений и вид». С целью социализации учащихся в обществе введён в учебный план электив­ный курс «Основы потребительских знаний»

На основании РБУП в 10,11-х классах вводится учебный предмет - «Основы региональ­ного развития» (в объеме 140 часов за два учебных года).

В учебный план введены элективные курсы по желанию учащихся и их родителей (за­конных представителей): Профильное обучение осуществляется за счет создания 2 профильных групп в 11 «А» классе на базе 11 «А» класса и элективных курсов, внутренних резервов школы.

Ориентация на развитие образовательных возможностей и способностей учащихся обес­печивается индивидуально-групповыми часами компонента ОУ как для учащихся, испытывающих трудности при обучении, так и для учащихся с высоким образова­тельным потенциалом. Часы дополнительного образования распределены следующим обра­зом: познавательно-развивающее, спортивное направление, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, общеинтеллектуальное.

       Таким образом, данный вариант учебного плана реализует главный принцип образо­вания - приоритет развития личности и воспитания учащихся.

 

  

  

 

  Директор МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 29»                                    М.Г. Караева